Гибка листового металла

bend.jpg

Гибка – это деформация металла, вследствие которой происходит растяжение наружных слоев и  сжатие внутренних. При  этом  лист, труба или профиль меняют форму таким образом, что одна часть металлической заготовки меняет исходный  угол наклона относительно другой и принимает необходимое положение.

В промышленности используется несколько технологий гибки металлического листа, но в мелкосерийном производстве чаще других используется «воздушная гибка» которую так же называют «гибка на трех точках». Суть метода в том, что заготовку  помещают между матрицей и пуансоном и сдавливают с помощью пресса, чаще всего гидравлического. Эта технология известна и применяется еще с начала прошлого века, меняется только оборудование. Листогибочные пресса стали мощней, быстрей и оснащаются электроникой, помогающей повысить точность и повторяемость параметров гибки.

press.jpg air_bending.jpg

Оборудование для гибки листа не позволяет добиться абсолютной точности даже с помощью компьютера. Дело в том, что угол, на котором зафиксируются кромки реальная толщина листа (допуск по ГОСТ +/- 10%)

  • направление проката
  • твердость и пружинистость зависящая от состава металла
  • взаимное расположение гибов на детали
  • деформация (прогиб) инструмента под действием сжимающей силы

Для борьбы с этими факторами на гидравлический пресс устанавливаются такие системы как:

  • датчики положения траверсы, считывающие реальное положение пуансона для управления давлением в правом и левом гидроцилиндре в целях корректировки
  • система антипрогиба (бомбирования) матрицы, компенсирующая ее деформацию
  • система измерения фактического угла в реальном времени

crowning.jpg

Но несмотря на технический прогресс мастерство оператора продолжает иметь важное значение для качества гибки.

Для ускорения работы используются такие системы:

  • управляемые сервоприводами задние упоры, позволяющие производить последовательности различных гибов с автоматической настройкой в том числе на нескольких «рабочих станциях» с различным инструментом, выполнять гибы не параллельные краю заготовки 
  • увеличенная скорость подхода пуансона к зоне гибки
  • гидравлический зажим гибочного инструмента
  • механизированное устройство передней поддержки листа, поднимающее лист во время гибки синхронно с опусканием пуансона
  • привод смещения матрицы, подставляющий нужный ручей

BackGauge.jpg

На нашем производстве используется листогибочный пресс LVD PPEB 80/25, оснащенный большинством из этих устройств, в том числе лазерной системой контроля угла EasyForm. Он позволяет нам гнуть заготовки длиной 2500 мм и толщиной до 6 мм (не на всей длине)
пресс для гибки металла LVD PPEB 80/25 EFL пресс LVD PPEB 80/25 EFL процесс гибки металла пресс

Цена гибки листа зависит от машинного времени на ее выполнение. В свою очередь время гибочной операции зависит от множества факторов:
  • длина, толщина и соответственно вес заготовки
  • количество гибов на одной заготовке и количество перворотов
  • объем получающейся в результате гибки детали
  • необходимости предварительных гибов с последующей догибкой
Цена простого одинарного гиба без учета настройки – 8 рублей.

Существенную роль в расчете цены гибки имеет настройка оборудования, которая хоть и максимально ускорена с помощью автоматизации станка, но все равно занимает от нескольких минут до десяти-пятнадцати в сложных случаях. Для настройки нужно изучить чертеж, установить нужный инструмент (матрица и пуансон), ввести данные о размерах и углах в ЧПУ станка, сделать пробные гибы, измерить углы и линейные размеры и внести корректировки в программу. Цена времени на настройку делится на количество последующих операций гибки и добавляется к цене самой операции. Из-за этого при маленьких партиях или изготовлении опытных образцов цена гибочной операции может оказаться в десятки раз больше чем цена той же операции при серийном производстве.
Аналогом может быть расчет цены поездки на такси, где посадка стоит, например, 100 рублей, и каждый километр 15 рублей. Если вам нужно проехать всего один километр, то он будет стоить 115 рублей, а если 100 километров, то цена одного километра поездки получится 16 рублей. Разница более чем в 6 раз.



← Назад в раздел